Почему неандертальцы проиграли эволюционную гонку современному человеку

homo neanderthalensis Статьи

Учёные провели исследования и выяснили, что иммунитет представителей нашего вида и неандертальцев серьёзно отличался. Оказывается, что когда состоялся контакт двух видов, нашего с неандертальцами, около 130 тысяч лет назад, то прошло ещё много десятков тысяч лет, когда выжили лишь сильнейшие.

homo neanderthalensis

Таким образом, безграничные возможности были предоставлены для одних, а другие остались лишь в истории. При этом важнейшую роль сыграли защитные механизмы организма, его способность справляться с вирусами и инфекциями.

Последнее исследование в этой области показало, как именно людям удалось доминировать над неандертальцами. Также учёные объяснили, почему прошло много десятков лет после встречи, прежде чем неандертальцы исчезли.

Наше исследование доказывает, что болезни сыграли большую роль в вымирании неандертальцев. Это может быть даже главная причина, по которой современные люди являются единственной человеческой группой, оставшейся на планете, — заявил доктор наук Гринбаум, преподающий в Стэнфордском отделении биологии.

Как уже упоминалось, два вида соприкоснулись ещё 130 тысяч лет назад. В Восточном Средиземноморье, много десятков тысяч лет, два представителя человеческого вида находились в равновесии. И не известно, сколько времени бы ушло, когда один смог бы вытеснить другой. Однако, в это противостояние вмешалась сама природа.

map neanderthalensis
Карта неандертальских находок

В связи с распространением различных заболеваний в то время, среди нашего вида и у неандертальцев, одни не решались нападать на других. Ведь, после таких массовых контактов, неминуемо последовали бы эпидемии, из-за неспособности иммунитета бороться с вирусами противоборствующих сторон. Это послужило сильным сдерживающим фактором.

Недоразвитый иммунитет

С течением времени состоялось постепенное смешивание двух видов людей. Гибридные люди начали вырабатывать иммунитет, который способен был справляться с большим спектром заболеваний. Таким образом, эпидемий удалось избежать, в большинстве своём. А новый, гибридный вид, благодаря смешиванию генов, был более защищён от вирусов и инфекций.

Через некоторое время, наши предки, обрели достаточно иммунитета, чтобы продвинуться в глубь территорий неандертальцев. Они двигались всё дальше на север, с минимальным ущербом для здоровья. А когда угроза заболеваний и эпидемий отошла на второй план, другие факторы стали более важными. Например, по сравнению с неандертальцами, наши предки имели более развитую социальную структуру. Они также обладали лучшим оружием.

antient weapon
Орудие, которым пользовались неандертальцы

Как только определённый порог пересекается, бремя болезней перестает играть роль, и другие факторы могут вступить в действие, — сказал Гринбаум.

Учёные выдвинули гипотезу, на правдивость которой указывает много исторических фактов. Исследователи создали математическую модель и выяснили, что бремя болезней у наших предков было существенно больше, чем у неандертальцев. Таким образом, человеку разумному потребовалось значительно меньше времени для адаптации к новым условиям. А гены неандертальцев не успели сформироваться таким образом, чтобы противостоять тропическим заболеваниям, которые принесли с собой их оппоненты.

Учёные уверяют, что их гипотеза с большой вероятностью со временем будет доказана полностью. Они также приводят ещё один пример с истории, когда европейцы открывали Америку. Тогда, в том числе из-за большего груза заболеваний, представители белой расы и стали доминировать над коренным населением. Однако, кроме различности иммунитетов, завоеватели имели ряд других преимуществ над индейцами.