Вы, наверное, хоть раз в жизни, слышали утверждение о том, что люди являются видом потребителей, и это не приведёт планету ни к чему хорошему. Речь идёт в первую очередь даже не о машинах или других благах общества, а о продуктах питания. Ведь каждый из нас нуждается в ежедневной регулярной «подзарядке». В данной статье, речь пойдёт о мальтузианской ловушке. Если вы ещё не ознакомлены с этой теорией, то садитесь поудобнее, а мы поможем вам не попасться в эту ловушку.
Что такое мальтузианская ловушка?
Вы могли подумать, что данное название пришло к нам из Мальты. Однако ничего общего с этим островом данный термин не имеет. Мальтузианская ловушка получила своё название от Томаса Матуса, который очень подробно рассказал в своей работе о данном явлении.
В 1979 году появилась теория о том, что со временем развития разных цивилизаций, спрос на пищевые продукты рано или поздно превысит возможности в её производстве. Данное рассуждение основано на опыте доиндустриальных цивилизаций. В пике всестороннего прогресса народа, приходило время, когда элементарно не хватало пищи.
Доиндустриальное общество – сводное понятие конкретных социальных характеристик и форм политической и культурной организации, которые были распространены до наступления промышленной революции. За доиндустриальным обществом последовало индустриальное.
Для осознания полной картины, также необходимо ознакомиться с термином «ёмкость среды». Это означает способность какого-либо участка земли, дать средства для существования конкретному числу людей, а также животных. Ёмкость среды не имеет постоянного числа, а в зависимости от разных факторов может изменяться. Так, на это влияют социальные явления, климат, а также способность человека использовать максимальный потенциал природных ресурсов.
Примечательно, что в доиндустриальные времена, ёмкость среды регулировалась «естественным путём». Когда среда обитания племени не предоставляла необходимых условий для всех, то оно шло войной на другое племя. Зачастую, конфронтации начинались изнутри самых поселений. А иногда, в демографическую ситуацию вмешивались болезни. Таким образом, человечество балансировало в пределах ёмкости среды.
Пределы ёмкости среды
С приходом средневековья, прогресс в сфере сельского хозяйства, заставил ёмкость среды увеличиться. Таким образом люди могли продолжать размножаться на той же территории без последствий. Хорошим примером будет образование пробок в больших городах. Ведь когда между двумя пунктами назначения строится дополнительная дорога, проезд становится более свободным. Однако, чаще всего, через некоторое время всё возвращается на круги своя. Таким образом, когда появляются новые возможности, больше людей приобретают автомобили. В то же время, в случае если дороги не предоставляют нормальное движение, весь смысл личной машины теряется.
Из истории известно, что цивилизация достигает пика своего развития, а затем начинаются проблемы. Одной из главных проблем прогресса является потолок ёмкости среды. На сегодняшний день эта проблема становится актуальной, как никогда. Ведь речь идёт не о какой-то территории, а о земле в целом. В виду сложившейся ситуации, намерения Илона Маска становятся всё более понятными, а идея переселения людей всё более актуальной.
Перенаселение планеты
Также стоит обратить внимание на то, что медицина развивалась многие тысячелетия, а сейчас и вовсе пик темпов прогресса. Таким образом, мы имеем в распоряжении множество лекарств, которые были недоступны раньше. А проблемы многих инфекций и вирусов были не решаемыми ранее. Отсюда можно сделать не двузначные выводы.
На сегодняшний день проблемам перенаселения уделяют достаточное внимание лишь в развитых странах. Где люди чаще всего заводят одного, либо двух детей, что предназначено как раз для «взаимозаменяемости». В связи с этим, в большинстве западных стран население если и растёт, то неспешно.
Однако недавно, появилась проблема миграции целых народов, которые в поисках лучшей жизни, таким образом создают дополнительную проблему ёмкости среды. И всё же, в Европе пока справляются с этой проблемой благодаря растущему ВВП, а также системе социальной защиты. Здесь также не обошлось без революции технологий во всех сферах промышленности. Ведь за последние пол века человечество развивается в десятки раз быстрее, чем в любой период известный истории.
Необходимо понимать, что развитые страны мира способны с привлечением минимального количества людей в сельском хозяйстве, 3-4% от населения страны, кормить всё население. В других странах ситуация похуже. Именно поэтому, внимание мировой общественности должно быть акцентировано на производстве продуктов питания. Эта сфера должна быть приоритетной.
Выходы из ситуации
Сейчас многие учёные и организации занимаются поиском альтернативы органической еде. К примеру, недавно мы писали о ГМО-продуктах в статье о еде будущего. Однако, в данный момент эти технологии находятся на начальном этапе. Ещё пройдёт немало времени, когда будет возможность, технологическая и финансовая, запустить конвейер для производства искусственной еды. Не исключено, что такая еда будет иметь множество недостатков, на пути к совершенной формуле. Это можно сравнить с внедрением новых ОС, либо платформ. Люди находят множество багов и недоработок, прежде чем разработчики доведут всё до ума.
Неплохим способом, в теории, можно считать клонирование животных. Однако и тут есть множество подводных камней. Кроме самого качества такого мяса, возникают вопросы о финансовой целесообразности. Также многие страны сегодня запрещают клонирование. Этот способ замены органической пищи находится на самой начальной стадии и требует множества исследований.
Так, в Китае недавно мужчина клонировал свою умершую кошку, которую не видел много лет. Данная процедура обошлась ему в 30 тысяч долларов.
А самый многообещающий выход из сложившейся ситуации предлагает Илон Маск. Когда в семье пополнение, нужно переезжать. Ведь не хватит ни места, ни ресурсов. То же самое предлагает американский миллиардер и космических энтузиаст. Мы просто переедем на другую планету.
Напоминаем, недавно Илон Маск презентовал свой огромный космический корабль Super Heavy. Он будет транспортировать до 100 человек на Марс, и обратно, если понадобится.